ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
(далее соответственно - программа по труду (технологии), труд
(технология)) на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является
успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических и
конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни
воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор
профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и
технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение
системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности
человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и
технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности,
умения работать с простейшей технологической документацией
(рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о
различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих
умений;
развитие
сенсомоторных
процессов,
психомоторной
координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности
творческого использования полученных знаний и умений в
практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов
умственной деятельности посредством включения мыслительных
операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к
культурным традициям, понимания ценности предшествующих
культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного
коллектива;
развитие
социально
ценных
личностных
качеств:
организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного
отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции,
активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений,
стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и
вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание
взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к
взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает
характеристику основных структурных единиц (модулей), которые
являются общими для каждого года обучения:
· технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным
материалом, с текстильными материалами и другими
доступными материалами (например, пластик, поролон,
фольга, солома);
· конструирование и моделирование: работа с конструктором (с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной
организации),
конструирование
и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации);
· ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии)
обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая
направлена
на
развитие
творческих
черт
личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм
с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами,
телами, именованными числами), «Изобразительное искусство»
(использование средств художественной выразительности, законов и
правил
декоративно-прикладного
искусства
и
дизайна),
«Окружающий мир» (природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для
мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа
заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии).
·
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд
(технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как
источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и
разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных
материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия
создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об
изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка
к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по
окончании работы. Рациональное и безопасное использование и
хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии,
связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии
сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное,
экономное
и
рациональное
использование
обрабатываемых
материалов.
Использование
конструктивных
особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях
ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его
деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону,
по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую
инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических
изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и
аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких
одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в
изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и
другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий.
Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное
использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое).
Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них:
разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание
формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание
бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные –
орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными
материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью
пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и
свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и
другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого
стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их
создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.
Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий
по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация
учителем
готовых
материалов
на
информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические
и
исследовательские
действия
как
часть
познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию
(устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство
и различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией часть познавательных универсальных
учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении
учителя или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
общаться как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать
собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики
общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме
(по содержанию изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с
опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных
работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к
уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока,
производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по
предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах
работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное
сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования, эстетическая
выразительность.
Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом
данного принципа. Общее представление о технологическом процессе:
анализ
устройства
и
назначения
изделия,
выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных
материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий.
Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции.
Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое
применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных
физических, механических и технологических свойств различных
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия:
разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля),
формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание).
Подвижное
соединение
деталей
изделия.
Использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник,
циркуль. Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы
безопасной работы колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий
чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение
условных графических изображений. Построение прямоугольника от
двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с
опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование
измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов
бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку,
толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки
растительного происхождения (полученные на основе натурального
сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые
материалы (общее представление), его строение и основные свойства.
Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или)
строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка).
Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки).
Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка
деталей, сшивание деталей).
Использование
дополнительных
материалов
(например,
проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о
правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы
разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное
соединение
деталей
конструкции.
Внесение
элементарных
конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация
учителем
готовых
материалов
информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
на
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические
и
исследовательские
действия
как
часть
познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией,
устной или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной
(практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и
материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать
с
информацией
как
часть
познавательных
универсальных учебных действий:
получать информацию из учебника и других дидактических
материалов, использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение,
отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся,
стараться учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
совместной деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять
правила
совместной
работы:
справедливо
распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою
часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира
человеком и создания культуры. Материальные и духовные
потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира:
соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления
изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле,
гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком
инженерных задач на основе изучения природных законов –
жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность.
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках
изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов
обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный
анализ технологий при использовании того или иного материала
(например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор
материалов по их декоративно-художественным и технологическим
свойствам, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты
и
приспособления
(циркуль,
угольник,
канцелярский нож, шило и другие), знание приёмов их рационального
и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе
(анализ
устройства
и
назначения
изделия,
выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий
из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и
построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на
внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж,
эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий.
Использование вариантов строчки косого стежка (крестик,
стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения
деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование
разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным
условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения
деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях,
жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных
сооружений, технических устройств, бытовых конструкций.
Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов,
соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических
задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной
конструкции в развёртку (и наоборот).
ИКТ.
Информационная
среда,
основные
источники
(органы
восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и
передача информации. Информационные технологии. Источники
информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио,
печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги,
музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические
и
исследовательские
действия
как
часть
познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом
предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки
изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения
изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов
изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их
достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор
вариантов и способов выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск
средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, предлагать план действий в соответствии с
поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и
недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать
способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
совместной деятельности:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только
по симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к
общему решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными
заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть
как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик,
стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями
(пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и
деятельность людей. Влияние современных технологий и
преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве
современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к
культурным
традициям.
Изготовление
изделий
с
учётом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных
конструктивных и технологических решений). Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты на основе содержания
материала, изучаемого в течение учебного года. Использование
комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон).
Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными
свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в
условные
графические
изображения
в
соответствии
с
дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия.
Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки
с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных
художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные,
синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн
одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями
конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам
(выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и
её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка
деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для
сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик,
поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств.
Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с
освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные
требования
к
техническим
устройствам
(экологичность, безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе конструктора, по проектному заданию или
собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых
решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота.
Программирование,
тестирование
робота.
Преобразование
конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых
носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с
готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ,
использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или
другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические
и
исследовательские
действия
как
часть
познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме
с использованием общепринятых условных обозначений и по
заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и
технологических операций, подбирать материал и инструменты,
выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять
действия
анализа
и
синтеза,
сравнения,
классификации предметов (изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач
в умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другое;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно
относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в
России, высказывать своё отношение к предметам декоративноприкладного искусства разных народов Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение
праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в
традициях организации и оформления праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно
определять цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с
поставленной целью и выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между
действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги»
для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса
и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или
подчинённого,
осуществлять
продуктивное
сотрудничество,
взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности
высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и
принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду
(технологии) на уровне начального общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное
отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в
сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с
миром природы, ответственное отношение к сохранению
окружающей среды;
понимание
культурно-исторической
ценности
традиций,
отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре
своего народа, уважительное отношение к культурным традициям
других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоциональноположительное восприятие и понимание красоты форм и образов
природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным
видам творческой преобразующей деятельности, стремление к
творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе
на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с
учётом
этики
общения,
проявление
толерантности
и
доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические
и
исследовательские
действия
как
часть
познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в
технологии (в пределах изученного), использовать изученную
терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением
существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в
собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при
изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической
или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы
информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования,
работать с моделями;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность
информации и возможности её использования для решения
конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное
мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные
мнения, учитывать их в диалоге;
создавать
тексты-описания
на
основе
наблюдений
(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства
народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира,
простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при
создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего
места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать
действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого,
осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной
форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать
несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий,
мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор
средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно
организовывать
свой
труд:
своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на
нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и
аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с
правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне
материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы,
игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например,
бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные
материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание,
резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз»,
«от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и
другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на
рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их,
соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы
(по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию
изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их
форму, определять взаимное расположение, виды соединения,
способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их
свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить
и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления
несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз»,
«от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту
без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям
разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием,
складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и
прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и
другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и
самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных
изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного
характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая»)
карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет»,
«модель», «технология», «технологические операции», «способы
обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать
элементарные
общие
правила
создания
рукотворного
мира
(прочность,
удобство,
эстетическая
выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать
гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные
особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила
создания рукотворного мира в своей предметно-творческой
деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать
рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам,
памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные
задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа
(линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба,
линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух
прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных
инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж
(эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки)
правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани
по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета),
соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой
развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения
деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения
известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения
(технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое,
высказанное в ходе обсуждения;
выполнять
работу
в
малых
группах,
осуществлять
сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять
под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский
нож», «шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного
искусства,
профессии
мастеров
прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или
по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых
изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага,
металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с
помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными
ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера
по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание,
придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми
(дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или
декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных
видов соединений в технических объектах, простейшие способы
достижения прочности конструкций, использовать их при решении
простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и
конструктора по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального
окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального
компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации
при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их
социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о
мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках
изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать
рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять
планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую
работу)
с
опорой
на
инструкционную
(технологическую)
карту
или
творческий
замысел,
при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки
различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание,
тиснение по фольге), комбинировать различные способы в
зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и
соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертёж
развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней
работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых
свойств конструкции в связи с изменением функционального
назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие
художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с
заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные
публикации с использованием изображений на экране компьютера,
оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word,
PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно
относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в
распределении ролей, координировать собственную работу в общем
процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Природное и
техническое
окружение человека.
Мир профессий.
Профессии,
связанные с
изучаемыми
материалами и
производствами
Итого по разделу
4
4
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
2.1
Природные
материалы.
Свойства.
Технологии
4
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.2
обработки.
Способы
соединения
природных
материалов
Композиция в
художественнодекоративных
изделиях
2
2.3
Пластические массы.
Свойства.
Технология
обработки.
Получение
различных форм
деталей изделия из
пластилина. Мир
профессий
4
2.4
Бумага. Ее основные
свойства. Виды
бумаги. Мир
профессий
1
2.5
Картон. Его
основные свойства.
1
2.6
Виды картона.
Сгибание и
складывание бумаги
3
2.7
Ножницы –
режущий
инструмент. Резание
бумаги и тонкого
картона ножницами.
Понятие
«конструкция». Мир
профессий
3
2.8
Шаблон –
приспособление.
Разметка бумажных
деталей по шаблону
5
2.9
Общее
представление о
тканях и нитках.
Мир профессий
1
2.10
Швейные иглы и
приспособления
1
2.11
Варианты строчки
прямого стежка
(перевивы).
3
2.12
Вышивка
Выставка работ.
Итоговое занятие
1
Итого по разделу
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
1
0
1
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет,
форма, размер, тон,
светотень,
симметрия) в работах
мастеров. Мир
профессий. Мастера
и их профессии
Итого по разделу
5
5
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
2.1
Технология и
технологические
операции ручной
обработки
4
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.2
материалов
Технология и
технологические
операции ручной
обработки
материалов (общее
представление)
1
2.3
Элементы
графической
грамоты. Мир
профессий
2
2.4
Разметка
прямоугольных
деталей от двух
прямых углов по
линейке
3
2.5
Угольник –
чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных
деталей по угольнику
1
2.6
Циркуль –
2
2.7
чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент.
Разметка круглых
деталей циркулем
Подвижное и
неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей
изделия
5
2.8
Машины на службе у
человека. Мир
профессий
2
2.9
Технология
обработки
текстильных
материалов.
Натуральные ткани.
Основные свойства
натуральных тканей.
Мир профессий
2
2.10
Технология
изготовления
6
швейных изделий.
Лекало. Строчка
косого стежка и ее
варианты
Итого по разделу
28
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Современные
производства и
профессии,
связанные с
обработкой
материалов
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Современный
информационный
мир. Персональный
компьютер (ПК) и его
назначение
Итого по разделу
3
3
Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
3.1
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений.
(технология
обработки
пластических масс,
креповой бумаги,
фольги). Мир
профессий
4
3.2
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
Фольга. Технология
обработки фольги.
Мир профессий
1
3.3
Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы
использования. Мир
профессий
1
3.4
Объемные формы
деталей и изделий.
6
3.5
Развертка. Чертеж
развертки. Мир
профессий
Технологии
обработки
текстильных
материалов
4
3.6
Пришивание
пуговиц. Ремонт
одежды
2
3.7
Современные
производства и
профессии (история
швейной машины
или другое). Мир
профессий
4
Итого по разделу
22
Раздел 4. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том
числе наборов
«Конструктор» по
6
заданным условиям.
Мир профессий
Итого по разделу
6
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Технологии, профессии
и производства.
Современные
производства и
профессии
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Информационнокоммуникационные
технологии
Итого по разделу
3
3
Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование
робототехнических
5
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
моделей
Итого по разделу
5
Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона
4
4.2
Конструирование
объемных изделий из
разверток
3
4.3
Интерьеры разных
времен. Декор
интерьера. Мир
профессий
3
4.4
Синтетические
материалы. Мир
профессий
5
4.5
История одежды и
текстильных
материалов. Мир
профессий
5
4.6
Конструирование и
моделирование.
3
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том
числе наборов
«Конструктор» по
заданным условиям
Итого по разделу
23
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Подготовка портфолио.
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Мир вокруг нас
(природный и
рукотворный)
1
2
Техника на службе
человека (в воздухе, на
земле и на воде)
1
3
Традиции и праздники
народов России,
ремёсла, обычаи
1
4
Профессии, связанные
с изучаемыми
материалами и
производствами.
Профессии сферы
обслуживания
1
5
Природа и
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
6
творчество.
Природные
материалы. Сбор
листьев и способы их
засушивания
Семена разных
растений. Составление
композиций из семян
1
7
Объемные природные
материалы (шишки,
жёлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий из
них
1
8
Способы соединения
природных материалов
1
9
Понятие
«композиция».
Центровая
композиция. Точечное
наклеивание листьев.
1
10
«Орнамент».
Разновидности
композиций,
1
11
Композиция в полосе
Материалы для лепки
(пластилин,
пластические массы).
Свойства пластических
масс
1
12
Изделие. Основа и
детали изделия.
Понятие «технология»
1
13
Формообразование
деталей изделия из
пластилина
1
14
Объемная композиция.
Групповая творческая
работа – проект
1
15
Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги
1
16
Картон. Его основные
свойства. Виды
картона
1
17
Сгибание и
складывание бумаги.
(Cоставление
1
18
композиций из
несложной сложенной
детали)
Сгибание и
складывание бумаги
(Основные формы
оригами и их
преобразование)
1
19
Складывание
бумажной детали
гармошкой
1
20
Режущий инструмент
ножницы. Их
назначение,
конструкция. Правила
пользования
1
21
Приемы резания
ножницами по прямой,
кривой и ломаной
линиям
1
22
Резаная аппликация
1
23
Шаблон –
приспособление для
разметки деталей.
1
24
Разметка по шаблону
Разметка по шаблону и
вырезание нескольких
деталей из бумаги
1
25
Преобразование
правильных форм в
неправильные
1
26
Составление
композиций из деталей
разных форм
1
27
Изготовление деталей
по шаблону из тонкого
картона
1
28
Общее представление
о тканях и нитках
1
29
Швейные иглы и
приспособления.
Назначение. Правила
обращения. Строчка
прямого стежка
1
30
Вышивка – способ
отделки изделий.
Мережка (осыпание
1
31
края заготовки из
ткани)
Строчка прямого
стежка, ее варианты –
перевивы
1
32
Отделка швейного
изделия (салфетки,
закладки) строчками
прямого стежка
1
33
Выставка работ.
Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
1
0
1
2 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Мастера и их
профессии. Повторение
и обобщение
пройденного в первом
классе
1
2
Средства
художественной
выразительности: цвет,
форма, размер. Общее
представление
1
3
Средства
художественной
выразительности: цвет в
композиции
1
4
Виды цветочных
композиций
(центральная,
вертикальная,
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
5
горизонтальная)
Светотень. Способы ее
получения
формообразованием
белых бумажных
деталей
1
6
Биговка – способ
сгибания тонкого
картона и плотных
видов бумаги
1
7
Биговка по кривым
линиям
1
8
Изготовление сложных
выпуклых форм на
деталях из тонкого
картона и плотных
видов бумаги
1
9
Конструирование
складной открытки со
вставкой
1
10
Технология и
технологические
операции ручной
обработки материалов
1
11
(общее представление)
Линейка – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Понятие
«чертеж». Линии
чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и
два пунктира)
1
12
Понятие «чертеж».
Линии чертежа
(основная толстая,
тонкая, штрих и два
пунктира)
1
13
Разметка
прямоугольных деталей
от двух прямых углов по
линейке
1
14
Конструирование
усложненных изделий из
бумаги
1
15
Конструирование
усложненных изделий из
бумаги
1
16
Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей
по угольнику
1
17
Циркуль. Его
назначение,
конструкция, приемы
работы. Круг,
окружность, радиус
1
18
Чертеж круга. Деление
круглых деталей на
части. Получение
секторов из круга
1
19
Подвижное и
соединение деталей.
Шарнир. Соединение
деталей на шпильку
1
20
Подвижное соединение
деталей шарнирна
проволоку
1
21
Шарнирный механизм
по типу игрушки-
1
22
дергунчик
«Щелевой замок» способ разъемного
соединения деталей
1
23
Разъемное соединение
вращающихся деталей
1
24
Транспорт и машины
специального
назначения
1
25
Макет автомобиля
1
26
Натуральные ткани,
трикотажное полотно,
нетканые материалы
1
27
Виды ниток. Их
назначение,
использование
1
28
Строчка косого стежка.
Назначение.
Безузелковое
закрепление нитки на
ткани. Зашивания
разреза
1
29
Разметка и
1
30
выкраивание
прямоугольного
швейного изделия.
Отделка вышивкой
Сборка, сшивание
швейного изделия
1
31
Лекало. Разметка и
выкраивание деталей
швейного изделия по
лекалу
1
32
Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой
1
33
Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой
1
34
Итоговый контроль за
год (проверочная
работа)
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
0
3 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Технологии,
профессии и
производства.
Повторение и
обобщение
пройденного во
втором классе
1
2
Современные
производства и
профессии,
связанные с
обработкой
материалов
1
3
Знакомимся с
компьютером.
Назначение,
основные устройства
1
4
Компьютер – твой
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
5
помощник.
Запоминающие
устройства –
носители
информации
Работа с текстовой
программой
1
6
Как работает
скульптор.
Скульптуры разных
времен и народов
1
7
Рельеф. Придание
поверхности фактуры
и объема
1
8
Как работает
художник-декоратор.
Материалы
художника,
художественные
технологии
1
9
Свойства креповой
бумаги. Способы
получение объемных
форм
1
10
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
Фольга. Технология
обработки фольги
1
11
Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы использования
1
12
Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка
1
13
Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка
1
14
Развертка коробки с
крышкой
1
15
Оклеивание деталей
коробки с крышкой
1
16
Конструирование
сложных разверток
1
17
Конструирование
сложных разверток
1
18
Строчка косого
стежка (крестик,
стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки на
ткани. Изготовление
швейного изделия
1
19
Строчка косого
стежка (крестик,
стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки на
ткани. Изготовление
швейного изделия
1
20
Строчка петельного
стежка и ее варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия
1
21
Строчка петельного
1
22
стежка и ее
варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия
Пришивание
пуговиц. Ремонт
одежды.
Конструирование и
изготовление изделия
(из нетканого
полотна) с отделкой
пуговицей
1
23
Проект.
Коллективное
дидактическое
пособие для обучения
счету (с застежками
на пуговицы)
1
24
История швейной
машины. Способ
изготовления изделий
из тонкого трикотажа
стяжкой
1
25
История швейной
машины. Способ
изготовления изделий
из тонкого трикотажа
стяжкой
1
26
Пришивание бусины
на швейное изделие
1
27
Пришивание бусины
на швейное изделие
1
28
Подвижное и
неподвижное
соединение деталей
из деталей наборов
типа «Конструктор».
Профессии
технической,
инженерной
направленности
1
29
Конструирование
моделей с
подвижным и
неподвижным
соединением из
деталей набора типа
1
30
«Конструктор» или
из разных
материалов
Простые механизмы.
Рычаг.
Конструирование
моделей качелей из
деталей набора типа
«Конструктор», или
из разных материалов
1
31
Простые механизмы.
Ножничный
механизм.
Конструирование
моделей с
ножничным
механизмом из
деталей набора типа
«Конструктор», или
из разных материалов
1
32
Конструирование
модели робота из
деталей набора типа
«Конструктор» или
1
33
34
из разных
материалов
Конструирование
модели
транспортного робота
из деталей набора
типа «Конструктор»
или из разных
материалов
Итоговый контроль
за год (проверочная
работа)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
34
1
0
4 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Повторение
изученного в 3 классе.
Современные
синтетические
материалы
1
2
Современные
производства и
профессии
1
3
Информация. Интернет
1
4
Графический редактор
1
5
Групповой проект в
рамках изучаемой
тематики
1
6
Робототехника. Виды
роботов
1
7
Конструирование
робота
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
8
Электронные
устройства.
Контроллер, двигатель
1
9
Программирование
робота
1
10
Испытания и
презентация робота
1
11
Конструирование
сложной открытки
1
12
Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона
1
13
Конструирование
объемного изделия
военной тематики
1
14
Конструирование
объемного изделия –
подарок женщине,
девочке
1
15
Изменение форм
деталей объемных
изделий. Изменение
размеров деталей
1
16
развертки
Построение развертки
с помощью линейки и
циркуля
1
17
Построение развертки
многогранной
пирамиды циркулем
1
18
Декор интерьера.
Художественная
техника декупаж
1
19
Природные мотивы в
декоре интерьера
1
20
Конструирование и
моделирование
изделий из различных
материалов.
Подвижное соединение
деталей на проволоку
(толстую нитку)
1
21
Полимеры. Виды
полимерных
материалов, их
свойства
1
22
Технология обработки
полимерных
материалов (на выбор,
например)
1
23
Конструирование
сложных форм из
пластиковых трубочек
1
24
Конструирование
объемных
геометрических
конструкций из разных
материалов
1
25
Синтетические ткани,
их свойства
1
26
Мода, одежда и ткани
разных времен. Ткани
натурального и
искусственного
происхождения
1
27
Способ драпировки
тканей. Исторический
костюм
1
28
Одежда народов
1
29
России. Составные
части костюмов и
платьев, их
конструктивные и
декоративные
особенности
Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного
стежка. Аксессуары в
одежде
1
30
Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного
стежка. Аксессуары в
одежде
1
31
Конструкция
«пружина» из полос
картона или
металлических деталей
наборов типа
«Конструктор»
1
32
Конструкции с
ножничным
механизмом
1
33
Конструкция с
рычажным
механизмом
1
34
Подготовка
портфолио.
Проверочная работа
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология: 1-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное, 1
класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Технология: 2-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное, 2
класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. 1-4 классы. Методическое пособие к предметной линии
учебников системы «Школа России». Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://prosv.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/